ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ!!!!

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ 15.1

Известный филолог и философ А.А.Аверинцев утверждал: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».С этим нельзя не согласиться , ведь……..

Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные слова. Они помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. Приведу примеры из текста Е.В.Гришковца.

Во-первых, в предложениях №17-18 писатель использует вводные слова «во-первых» и «во-вторых», которые не только указывают на порядок мыслей, но и помогают ему авторитетно обосновать свою точку зрения.

Во-вторых, в предложениях №3 и 23 автор употребляет вводное слово «конечно», которое придаёт предложению определенную степень уверенности, передает убежденность говорящего в своей правоте.

Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание А.А.Аверинцева справедливо.




ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ 15.2

15.2.

1. Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина - Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста. (43 слова)

Во-первых, на вопрос Пушкина о том, что он

должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46). При этом он восхищённо называет творение Пушкина "дивным". (35 слов)

 Во-вторых, Вильгельм объясняет критику на

свой счёт тем, что Пушкин, как никто другой, осознаёт высокий долг поэта и строго судит не только других, но и себя (предложения 51 - 53). (28 слов) Таким образом, "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза. (16 слов)


2. Смысл финала текста я понимаю так: несмотря на то что Ленка  испытала унижения, издевательства со стороны своих одноклассников, она никогда  не поступила бы так же с другим человеком, даже с тем, кто её предал и кого она считала другом. Это её жизненный принцип.

          Ленка оказалась гораздо нравственнее и великодушнее своих одноклассников, которые, узнав правду о предательстве Димки Сомова, ждали от Ленки мести (предложения 15, 17-28).  Они были потрясены  тем, что Ленка отказалась поддержать бойкот против Димки (предложения 37, 39). Их сердца оказались глухими к чужой боли и страданиям. Ленка как никто другой понимает, как тяжело сейчас Димке, против которого настроен весь класс, потому что сама прошла через это.

          Таким образом, чужую боль способен почувствовать только тот, кто сам испытал её. (116 слов)


3. Смысл финала фрагмента я понимаю так: Ольга прощает свою подругу только потому, что во время разоблачения она увидела, как та раскаялась в содеянном. Ольга не могла поступить иначе по многим причинам.

          Во-первых, Лена была для Ольги любимой подругой, девочек связывали доверительные отношения (предложения 4 - 8). Поэтому Ольге не так-то просто было перечеркнуть их.

          Во-вторых, от природы Ольга "была характера очень мягкого и мирного" (предложение 28), поэтому ей чужды злоба и мстительность. Искреннее раскаяние Лены заставило Ольгу забыть о нанесённой обиде.

          Таким образом, благодаря таким качествам, как великодушие и умение прощать, Ольга смогла сохранить дружбу с Леной на долгие годы. (94 слова)


4. Смысл финала текста я понимаю так: ребята, в экстремальных условиях сплавляясь на катамаранах по горной реке, избежали гибели только благодаря смелости и быстрой реакции одного из них - Овечкина. Докажу справедливость своих слов примерами из прочитанного текста.

          Во-первых, ситуация, в которой оказались ребята, была действительно критической. Так называемые "расчёски", образованные упавшими в воду деревьями, могли прорвать гондолы катамарана или сгрести всех в бурное течение реки (предложение 10, 37), что грозило ребятам гибелью.

          Во-вторых, Овечкин, быстро сориентировавшись, не выполняет команды рассказчика и, вместо того чтобы рубить сучья снизу, забирается на ствол и пытается его отсечь топором, рискуя собственной жизнью (предложения 42 - 46). Всё происходит настолько стремительно, что потрясённые ребята осознают произошедшее только после того, как Овечкин, целый и невредимый, оказывается на катамаране.

          Поступок Овечкина, который, не раздумывая, бросился спасать своих товарищей, заслуживает уважения и восхищения. (129 слов)

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ 15.3

Драгоценные книги - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. Докажу свои слова конкретными примерами.

    Обратимся к тексту А.А.Лиханова, герой которого, маленький мальчик, открыл для себя мир книг. Чтение книг его очень захватило и увлекло, герои оживали в его воображении. Мальчик не только примерял на себя разные роли положительных персонажей, но и сочинял исправленные сюжеты. Я уверена, что всё это не пройдёт бесследно: прочитанные книги станут путеводной звездой в дальнейшей жизни мальчика.

     Для меня драгоценными книгами являются тоже книги детства, например, сказки Г.Х.Андерсена. Они научили меня доброте, дружбе, преданности. Эти произведения не только расширили мои представления об окружающем мире, но и во многом определили мои идеалы.

    Таким образом, роль драгоценных книг в жизни каждого человека очень велика.(154 слова)

***

Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах.  Настоящее искусство не только украшает нашу жизнь, но и  пробуждает в человеке сильные чувства, открывает новый мир, помогает преодолевать жизненные трудности.

Именно искусство  помогло героине текста В.П.Астафьева Лине в тяжёлый период вновь обрести интерес к жизни. Печальные события окрасили её существование мрачными тонами. Но, оказавшись в Планетарии, она услышала мелодию Чайковского, которая стала для неё настоящим гимном жизни. Музыка заставила девушку забыть о том, что её угнетает, и взглянуть на жизнь совершенно иными глазами.

 О воздействии искусства на человека поведал в своём рассказе "Корзина с еловыми шишками" и К.Паустовский. Когда Дагни услышала музыку великого композитора, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала девушке не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни.

Таким образом, настоящее искусство - это велика сила, способная вдохновить человека и поднять его ослабевший дух. (161 слово)


***

   Неуверенность в себе - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. Докажу свои слова убедительными примерами.

    Обратимся к тексту В.И.Одноралова. Мальчик Вовка не уверен в себе. Приехав в деревню, он испугался козла Сивку. Это произошло на глазах у деревенских ребят. Вовка понимает, что его неуверенность будет мешать завоеванию авторитета среди местных мальчишек. Поэтому при первой же возможности он старается преодолеть свою неуверенность: в одиночку заходит в заброшенное тёмное здание, где, по слухам, живёт сам чёрт. Мальчик сумел не только побороть свой страх, но и завоевать уважение у новых друзей.

     Преодолевает свою неуверенность и героиня повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Маша Миронова. В начале произведения перед нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в обморок при пушечном выстреле. Но перенесённые испытания закаляют характер Маши. В конце повести героиню не узнать: она смело и решительно борется за спасение своего возлюбленного.

     Таким образом, люди, неуверенные в себе, должны приложить все усилия, для того чтобы избавиться от этого качества. (184 слова)

***

   Доброта — это заботливое, тёплое отношение к другому человеку. Как правило, она проявляется в хороших поступках, цель которых — облегчить или улучшить жизнь людей.

     В рассказе А. Лиханова доброту проявляла тётя Груня. Она по собственной инициативе помогала больным и раненым в госпитале (предл. 2). Когда заканчивалось её дежурство, она проводила время рядом с Алексеем, старалась унять его боль (предложение 6). Я считаю главную героиню рассказа очень доброй и чуткой женщиной.

     Доброте есть место не только в военное, но и в мирное время.

Недавно я узнал историю девятилетнего мальчика из города Далласа. У него редкое заболевание, и он вскоре потеряет зрение. Этот мальчик составил список мест, которые хотел бы увидеть. Узнав, что у семьи нет денег на осуществление мечты слепнущего сына, на помощь родителям пришли добрые люди. Например, один из пилотов бесплатно отвёз мальчика на Аляску, где тот увидел северное сияние.

     Считаю, что доброта — это замечательное качество, благодаря которому все люди становятся лучше.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.3

1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента:

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

Давай еще раз поговорим о композиции сочинения. В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта;

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию

КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ОГЭ

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис На мой взгляд, человечность - это...(или)

По моему мнению, человечность - это... (или)

Мне кажется, что человечность - это... (или)

Я думаю, что человечность - это... (или)

Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...

В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта...(или)

В жизни мы часто наблюдаем... (или)

Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)

Таким образом, можно заключить, что... (или)

В заключение я хочу сказать, что...

Клише  15.2

Вступление

Действительно...

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение... В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…




15.1  Сочинение на лингвистическую тему

1. Вступление  -  Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов

известного  языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога)

(имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)

- Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет:

«…» (цитата из задания)

- На мой взгляд, лингвист (филолог,  учёный, литературовед, писатель) (имя,

фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)

- Нельзя не согласиться с мнением известного учёного  (имя, фамилия автора),  

полагавшего, что «…» (цитата из задания)

- По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …

2. Основная часть

Переход к

рассуждению

- Я разделяю точку зрения …

- Я согласен с этим утверждением.

- Поразмышляем над этими словами.

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст  … (фамилия, имя

автора исходного текста)

Введение примеров - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста

(фамилия, имя автора исходного текста)

- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере

предложения …  из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …

- Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …

- С одной стороны, …  С другой стороны, …

- Например,  в предложении …

- Так, в предложении …

3. Вывод  - Итак, мы доказали, что…

- В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста

(фамилия, имя автора исходного текста)  доказывают справедливость

утверждения (фамилия, имя автора цитаты)

Таким образом, …

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ОГЭ (9КЛАСС)

Ответ на задание 15.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы

С1К1 Наличие обоснованного ответа  

  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. 2

  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. 1

  Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, илидано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне. 0

С1К2 Наличие примеров-аргументов  

  Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. 3

  Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, илипривел один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. 2

  Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте. 1

  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, илиэкзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста. 0

С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.  

  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2

  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 1

  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. 0

С1К4 Композиционная стройность работы  

  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 2

  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста. 1

  В работе допущено две и более ошибки в построении текста. 0

  Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9

Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) Баллы

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста  

  Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 2

  Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации 1

  Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, илиэкзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. 0

С2К2 Наличие примеров-аргументов  

  Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 3

  Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 2

  Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста. 1

  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть. 0

С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения  

  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 1

  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. 0

С2К4 Композиционная стройность  

  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 2

  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста. 1

  В работе допущено две и более ошибки в построении текста. 0

  Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 9

Ответ на задание 15.3 (сочинение рассуждение) оценивается по следующим критериям.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы

С3К1 Толкование значения слова  

  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его. 2

  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его. 1

  Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует. 0

С3К2 Наличие примеров-аргументов  

  Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. 3

  Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста. 2

  Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта. 1

  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента. 0

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения  

  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 1

  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. 0

С3К4 Композиционная стройность  

  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 2

  Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста. 1

  В работе допущено две и более ошибки в построении текста. 0

  Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 9

КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (11 КЛАСС)

Структура итогового сочинения

Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:

I. Вступление – формулировка темы.

Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.

Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.

III. Заключение – обобщение ваших мыслей.

Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.

Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения Клише

Вступление

Вступление занимает первый абзац (примерно 50 слов).

Раскрываем суть понятий. Четко отвечаем на вопрос, обозначенный в теме сочинения.

С давних времён люди задумывались над вопросом …

Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

Как следует относиться к …?

Для чего нужно…?

(ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

Я считаю, что…

На мой взгляд, ….

Переход от вступления к основной части Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.


Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.


В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

Основная часть

Основная часть (примерно 200 слов) строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент - мини-вывод.


Тезис  Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …


 Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.


 Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

Аргумент№1(литературное произведение)








Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

(Мини-вывод) Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

 Вспомним произведение (название и ФИО автора) ...

 

Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Писатель считает, что…

Автор хочет донести до нас мысль о….

Писатель подводит нас к мысли:

Автор считает, что…


Аргумент№2(литературное произведение)








Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

(Мини-вывод)  Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).  


 

Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.


Автор считает, что…

Писатель считает, что…

Автор хочет донести до нас мысль о….

Писатель подводит нас к мысли:


 

Заключение

Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению (примерно 50 слов).


Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы). В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …

Таким образом, можно сделать вывод: …


Мне бы хотелось верить в то, что…


Хотелось бы, чтобы люди задумались…

КЛИШЕ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (11 КЛАСС)

Шаблон для написания сочинения по русскому языку ЕГЭ 2019.

1.Формулировка проблемы

(Проблема – вопрос, над которым размышляет автор)

В виде вопроса, после которого делается отсылка к исходному тексту:

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте И.И. Иванов.

Этой сложной проблеме посвящён текст И.И. Иванова.

Сочетанием слова проблема с именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?):

В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?).

Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?).

В тексте И.И. Иванова поднимается проблема (чего?).


2. Комментарий

а)первый пример-иллюстрация + пояснение примера

Комментарий - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста

Пример-иллюстрация – это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.

пример

               

Публицистический текст

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»

Автор разделяет мнение (кого)…

Публицист спорит (с кем)…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Художественный текст

(если повествование ведётся от первого лица (я), слово автор заменяем на слово рассказчик)

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого – что)…

Герой говорит: «Цитата».

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя.

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии автора на стороне героя, который…

 

пояснение примера

 

Публицистический текст

Писатель хочет сказать, что…

Этот пример показывает, что…

Смысл этого высказывания в том, что…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Художественный текст

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять….

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Эти события автор описывает, чтобы…

 

б)второй пример-иллюстрация + пояснение примера

(смотри выше)


в)смысловая связь между примерами

Противопоставление: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Сравнение, сопоставление: Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причина: Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод: Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Уступка: Несмотря на то, что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.





3.Позиция автора

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

 

Публицистический текст

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно и раскрывается в следующем предложении: «Цитата».

Иванов И.И. убеждён: «Цитата».

Автор текста, оставляя читателю право выбора, достаточно чётко обозначает своё отношение к проблеме (чего)…

Иванов И.И. подводит читателя к выводу о том, что…





Художественный текст

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателей к мысли о том, что…

Позиция Иванова И.И. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: «Цитата».

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Иванов И.И…

 


4. Отношение к позиции автора + обоснование

Для выражения своего мнения:

1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему…

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему…., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что…

4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что…

5) Мне близка позиция автора тем, что…

Для аргументации собственной позиции (обоснования):

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…


5.Вывод

Таким образом, автор текста убеждает нас в том, что…

Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что…

Автор хочет, чтобы… И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания

ОЦЕНИВАЕМ УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

Таблица 3

Критерии оценивания чтения вслух Баллы

Интонация

ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0

Темп чтения  

ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0

Максимальное количество баллов за всё задание 2

№ Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы

П1 Сохранение при пересказе микротем текста

Все основные микротемы исходного текста сохранены 1

Упущена или добавлена одна или более микротем 0

П2 Соблюдение фактологической точности при пересказе

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1

Допущены фактические ошибки (одна и более) 0

П3 Работа с высказыванием


Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,

или

приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0

П4 Способы цитирования

Ошибок нет 1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0

Максимальное количество баллов за всё задание 4


№ Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Г Соблюдение грамматических норм  Баллы

Грамматических ошибок нет. 1

Допущены грамматические ошибки  (одна и более). 0

О Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок  нет,

или

допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). 1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более). 0

Р Соблюдение речевых норм


Речевых ошибок нет,

или

допущено не более трёх речевых ошибок. 1

Допущены речевые  ошибки  (три и более). 0

Иск. Искажения слов

Искажений слов нет. 1

Допущены искажения слов  (одно и более). 0

Максимальное количество баллов  4

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Выполнение коммуникативной задачи

М1 Учащийся справился с коммуникативной задачей.

Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.

Фактические ошибки отсутствуют. 1

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

допущены фактические ошибки,

и/или

приведено менее 10 фраз по теме высказывания.  0

М2 Учет условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации. 1

Условия речевой ситуации не учтены. 0


М3 Речевое оформление монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более). 0

Максимальное количество баллов 3

Критерии оценивания диалога (Д)

Д1 Учащийся справился с коммуникативной задачей.  

Даны ответы на все вопросы в диалоге.   1

Ответы на вопросы не даны

или

даны односложные ответы. 0

Д2 Учет условий речевой ситуации 1

Учтены условия речевой ситуации. 0

Условия речевой ситуации не учтены.

Максимальное количество баллов за диалог 2

№ Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Баллы

Г Соблюдение грамматических норм  

Грамматических ошибок нет. 1

Допущены грамматические ошибки  (одна и более). 0

О Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок  нет,

или

допущено не более одной орфоэпической ошибки . 1

Допущены орфоэпические  ошибки  (три и более).  0

Р Соблюдение речевых норм


Речевых ошибок нет,

или

допущено не более трёх речевых ошибок. 1

Допущены речевые ошибки (три и более). 0


РО Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. 0

Максимальное количество баллов  4

Литература для ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (11 КЛАСС)

Выберите нужное направление:

«Отцы и дети»

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

"Безумная Евдокия", "Шаги", А. Алексин

"Ночь исцеления", "Пара осенней обуви", Б. Екимов

«Горе от ума», А.С. Грибоедов

«Отцы и дети», И.С. Тургенев

Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Отцы и дети»


«Мечта и реальность»

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;

И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;

Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;

М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;

А.Н. Островский, «Гроза»;

И.А. Гончаров, «Обломов»;

М.Ю. Лермонтов , «Мцыри»;

Н.В. Гоголь, «Шинель».

Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Мечта и реальность»


«Месть и великодушие»

В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;

Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;

Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;

В.П. Аксёнов, «Московская сага»;

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;

М.А. Шолохов, «Тихий Дон», «Судьба человека»;

В.М. Гаршин, «Трус»;

А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;

Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;

В.Л. Кондратьев «Сашка».

Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Месть и великодушие»


«Искусство и ремесло»

М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;

А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;

Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;

М. Горький: «На дне»;

А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;

Л. Н. Толстой: «Война и мир»;

М.Е. Салтыков-Щедрин% «Как один мужик двух генералов прокормил»;

А. Куприн: «Гранатовый браслет»;

Н.С. Лесков% «Левша».

Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Искусство и ремесло»


«Доброта и жестокость»

Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;

И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;

М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;

В.П. Астафьев, «Людочка»;

А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;

А.П. Чехов, «Крыжовник»;

В.М. Шукшин, «Чудик»;

К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;

Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;

М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».

  • 1
  • 2