Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Ход урока:
1)Мотивация учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» (слайд 1).
2) Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
- - Начнём наш урок с небольшого графического диктанта. На столе у вас лежат листочки, будем работать с ними. Посмотрите на экран. Здесь записаны утверждения. Ваша задача - согласиться или не согласиться. (Да – рисуете J, нет - L)
(слайд 2)
1. Имя существительное обозначает признак?
2. В слове цыган пишется Ы?
3. Приставка без пишется перед звонкими согласными?
4. Имя существительное это служебная часть речи?
5. В русской грамматике 5 падежей?
6. В слове изложение корень ЛАГ?
7. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?
8. Слово Москва нарицательное?
9. Село – существительное 2 склонения?
10. В слове луч пишется мягкий знак?
- Проверим, что у вас получилось. Прокомментируйте ошибки.
- Оцените свою работу при помощи сигнальных смайликов: красный - испытывал затруднения, сделал ошибки; синий -допустил1 ошибку, жёлтый – справился без затруднений, не допустил ни одной ошибки.
3) Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
-А теперь отгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь в столбик.
Два братца не могут расстаться: утром - в дорогу, Ночью - к порогу. (Сапоги)
В тихую погоду нет нас нигде, как ветер подует - бежим по воде. (Волны)
По небесам оравою бегут мешки дырявые, и бывает иногда - из мешков течёт вода. (Тучи)
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы).
Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы)
На носу сидим. На Мир глядим. За уши держимся. (Очки.)
- Определите число записанных существительных.
- Поставьте записанные существительные в единственное число и запишите.
- С какими трудностями вы столкнулись? (у существительных ножницы, часы, очки нет единственного числа, т.е. они имеют форму только множественного числа). - Давайте определим тему нашего урока. (Ученики формулируют тему урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
- Каковы будут цели нашего урока? (слайд 3)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С… УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .
4) Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
- Вернёмся к нашим существительным: Ножницы, очки, часы. Вы верно сказали, что эти существительные не имеют единственного числа. Как же мы тогда будем отличать существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единственного числа? (Надо попытаться образовать от существительных две формы числа. Если форма единственного числа не образуется, то это существительное употребляется только в форме множественного числа)
5) Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
- Работа в парах. Заполните таблицу, используя изученный алгоритм.
- Послушайте песни. Выпишите существительные, которые имеют форму только множественного числа.
а) Ах, вы сени, мои сени» (отрывок);
б) «Песенка Винни-пуха» (отрывок);
в) «До чего дошел прогресс» (отрывок);
г) «Рябиновые бусы» (отрывок).
Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты
- Найдите лишние слова.
- Посмотрите на слайд и скажите, на какие тематические группы можно разделить существительные, имеющие форму только множественного числа.
Грабли, брюки, джинсы, жмурки, чернила, макароны, заморозки, сумерки.
Орудия труда: грабли, вилы, плоскогубцы, тиски, клещи, ножницы.
Одежда: брюки, джинсы, кальсоны, шорты.
Игры: жмурки, прятки, горелки, салочки, догонялки.
Вещества и продукты питания: чернила, белила, сливки, дрожжи, макароны, тефтели, спагетти.
Природные явления и времена суток: заморозки, сумерки.
- Проведём игру-аукцион. Дополните группы своими примерами (по рядам)
- Поработаем в парах. Найдите ошибки в данных предложениях, запишите их в исправленном виде.
<![if !supportLists]>1. <![endif]> Отец шёл рядом с лошадью и держал её за вожжу. (вожжи)
<![if !supportLists]>2. <![endif]> После летних каникул началась учебная будня. (начались учебные будни)
<![if !supportLists]>3. <![endif]> У девочки была красивая кудря.
<![if !supportLists]>4. <![endif]>Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице. (перила)
<![if !supportLists]>5. <![endif]>В магазине я купил консерву. (консервы).