Тема: Определение Ход урока:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» (слайд 1).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Начнём наш урок с небольшого графического диктанта. На столе у вас лежат листочки, будем работать с ними. Посмотрите на экран. Здесь записаны утверждения. Ваша задача - согласиться или не согласиться. (Да – рисуете J, нет - L)
(слайд 2)
- 1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
- 2. Приставка – это часть слова без окончания.
- 3. Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что? кто?
- 4. По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
- 5. Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает правила постановки знаков препинания.
- Проверим, что у вас получилось. (слайд 2). Прокомментируйте ошибки.
- Оцените свою работу при помощи сигнальных смайликов: красный - испытывал затруднения, сделал ошибки; синий - допустил 1 ошибку, жёлтый – справился без затруднений, не допустил ни одной ошибки.
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое дополнение и алгоритм его нахождения.
- Сравните предложения. Пришла зима. Ковром покрылось земля. Мелькнул хвост. Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылось земля. Мелькнул лисий хвост. (слайд 3) - Назовите главные члены предложения. - Назовите второстепенные члены предложения. Задайте к ним вопросы. - Какими частями речи они выражены? (прилагательными) - От какого слова они зависят? (существительного) - Как вы думаете, что за второстепенный член перед нами? (определение) - Давайте определим тему нашего урока. (слайд 4) (Ученики формулируют тему урока «Определение»)
- Каковы будут цели нашего урока? (слайд 3)
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С… УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… . (слайд 5)
- Что же мы установили для этого второстепенного члена?
1.Отвечает на падежные вопросы
какой? какая? какие? какое?
2.Присоединяется к существительному
3.Выражен именем прилагательным
(слайд 6)
- Давайте сверим наши формулировки с учебником (с.85)
- Итак, ваша версия подтвердилась. Была ли в тексте новая для вас информация? (Была. Определение подчеркивается волнистой линией)
- Попробуйте в парах составить алгоритм, как нам нужно действовать, чтобы найти в предложении определение? (слайд 7)
1) Найду в предложении грамматическую основу.
2) Задам от подлежащего или другого существительного вопросы какой? чей!
3) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы
4) Если есть, это определение.
5) Найду в предложении другие существительные, от которых также можно поставить эти вопросы
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
-Поработаем в группах. Запишите предложения, подчеркните в них грамматические основы и определения. (Предложения диктуются учителем). (По мере написания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.)
1. Веч..ром разв..ли мы большой костер. Яркий огонь костра осв..тил п..ляну.
2. Грозный ур..ган прибл..жался к городу. От цв..тка исх..дил нежный аромат.
3.Филька прот..нул тёплый хлеб лошади. Кудри берё.. расчёсывает лёгкий ветер.
4. Баркас выбр..сили на бере.. сильные волны. Трудный докла.. мы поручили Пете.
- Какие знания вам понадобятся для выполнения задания? (алгоритм).
- Проверяем: 1 ученик читает предложение, объясняет орфограммы. Второй находит определения, объясняя по алгоритму.
-Оцените свою работу при помощи смайликов: красный - испытывал затруднения, сделал ошибки; синий - допустил 1 ошибку, жёлтый – справился без затруднений, не допустил ни одной ошибки.
Какие затруднения испытывали?
- Прочитайте предложения, исключив из них определения. Какие из текстов более точно и выразительно рисует картину осени? Почему? Делается вывод о роли определения в предложении.
Физкультминутка
Записывается предложениеЗубастый зверек грызет с визгом дубок.
— Что это за «зверек»? О чем идет речь? (О пиле.)
— Назовите грамматическую основу данного предложения.
— А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь. Найдите его в предложении:
1) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос ч т о?, выражен существительным в винительном падеже (дополнениедубок);
2) зависит от существительного, обозначает признак предмета. отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (определениезубастый).
В учебнике говорится, что определение обычно выражается именем прилагательным. Что значит «обычно»? (Часто, но не всегда.)
Давайте заглянем за страницы учебника. Замените словосочетание «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное»кирпичный(к а к о й?)дом—дом(какой?)из кирпича.
Задание по группам. Замените словосочетание
«прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное».
Составьте с ними предложения.
1.стальная труба, шерстяной свитер
2. малиновое варенье, ледяная глыба
3.стеклянная трубка, солнечный луч
4.апельсиновый джем, деревянная ложка
- Какой вывод можно сделать о роли существительного в предложении? (Учащиеся приходят к выводу, что определение может быть выражено в именем существительным).
Пятиклассникам предлагается прослушать два подготовленных товарищами сообщения.
1. «Длинное платье».
Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо учитывать особенности значения слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то мы назовем дерево высоким или низким, а платье — длинным или коротким.
Откроем «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. О значении прилагательноговысокийздесь написано: «...большой или далекий в направлении снизу вверх». Снизу вверх! Потому этим прилагательным можно определить и дерево (ведь растет оно вверх), и облака (мы смотрим на них снизу вверх). Но нельзя отнести его к существительномуплатье. Если вы выросли из него, мама не станет разгибать воротник, чтобы оно стало больше вверх, а удлинит платье, то есть сделает его больше по направлению вниз. Вот почему мы говорим о платьедлинное, а невысокое.
2. «Коричневые глаза».
Соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. Послушайте два коротеньких портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.
«Моя сестра — веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови».
«У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы ».
В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах скажуткарие, о волосах —каштановыеили (если они светло-коричневые)русые.
Учитель читает отрывок из стихотворения русского поэт И. Никитина. Учащимся предлагается определить, какие слова помогли автору так ярко, образно описать красоту поля.
ПОЛЕ
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело по ржи золотистой шумит.
— Каков стиль текста? (Художественный.)
— Художественный текст невозможно себе представить без определений, которые делают нашу речь точной, яркой, выразительной
Работа в группах. Дополните текст определениями.
Осенью
Мы часто ходим в …….лесок. Красив ….. лес осенью. … краски радуют глаз. Падают ….. листья. Земля покрылась …. ковром. Шуршит под ногами …. трава. В лесу смолкли …. песни. Вода в …. ручьях чистая. Хорошо дышать…. воздухом.
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Рефлексия по вопросам:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Домашнее задание: Домашнее задание: с. 86 правило выучить, упр.188.
- Игра «Забавные предложения». (в группах).
Группы друг другу «дарят» слова. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем одно из трех слов брошюра, жюри, парашютвыступало в роли дополнения. И предложения пусть будут занимательные.
- Зачитываются предложения.