Учителю

Урок русского языка по ФГОС "Определение"

Тема: Определение Ход урока:  

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение).

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Откройте тетради,  запишите число, «Классная работа» (слайд 1).

 

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Начнём наш урок с небольшого графического диктанта. На столе у вас лежат листочки, будем работать с ними. Посмотрите на экран. Здесь записаны утверждения. Ваша задача - согласиться или не согласиться. (Да – рисуете J, нет - L)

(слайд 2)

  1. 1.     Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
  2. 2.     Приставка – это часть слова без окончания.
  3. 3.     Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что? кто?
  4. 4.     По интонации  предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
  5. 5.     Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает правила постановки знаков препинания.

- Проверим, что у вас получилось. (слайд 2). Прокомментируйте ошибки. 

 - Оцените свою работу при помощи сигнальных смайликов: красный - испытывал затруднения, сделал ошибки; синий -   допустил  1 ошибку, жёлтый – справился без затруднений, не допустил ни одной ошибки.

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое дополнение  и алгоритм его нахождения.

- Сравните предложения. Пришла зима. Ковром покрылось земля. Мелькнул хвост.  Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылось земля. Мелькнул лисий хвост.  (слайд 3) - Назовите главные члены предложения. - Назовите второстепенные члены предложения. Задайте к ним вопросы. - Какими частями речи они выражены? (прилагательными) - От какого слова они зависят? (существительного) - Как вы думаете, что за второстепенный член перед нами? (определение) - Давайте определим тему нашего урока. (слайд 4)  (Ученики формулируют тему урока «Определение»)

    - Каковы будут цели нашего урока? (слайд 3)

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С… УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… . (слайд 5)

- Что же мы установили для этого второстепенного члена?

1.Отвечает на падежные вопросы

какой? какая? какие? какое?

2.Присоединяется к существительному

3.Выражен именем прилагательным

 (слайд 6)

- Давайте сверим наши формулировки с учебником (с.85)

- Итак, ваша версия подтвердилась.  Была ли в тексте новая для вас информация? (Была. Определение подчеркивается  волнистой линией)

- Попробуйте в парах составить алгоритм, как нам нужно действовать, чтобы найти в предложении определение? (слайд 7)

1) Найду в предложении грамматическую основу.

2) Задам от подлежащего или другого существительного вопросы какой? чей!

3) Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы

4) Если есть, это определение.

5) Найду в предложении другие существительные, от которых также можно поставить эти вопросы

 

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

-Поработаем в группах. Запишите  предложения, подчеркните в них грамматические основы и определения. (Предложения диктуются учителем). (По мере написания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.)

1. Веч..ром разв..ли мы большой костер. Яркий огонь костра осв..тил п..ляну.

2. Грозный ур..ган прибл..жался к городу.  От цв..тка исх..дил нежный аромат.

3.Филька  прот..нул тёплый хлеб лошади.  Кудри берё..  расчёсывает  лёгкий ветер.

4. Баркас выбр..сили на бере..  сильные волны.     Трудный докла.. мы поручили Пете.

- Какие знания вам понадобятся для выполнения задания? (алгоритм).

- Проверяем: 1 ученик читает предложение, объясняет орфограммы. Второй находит определения, объясняя по алгоритму.

-Оцените свою работу при помощи смайликов: красный - испытывал затруднения, сделал ошибки; синий -   допустил  1 ошибку, жёлтый – справился без затруднений, не допустил ни одной ошибки.

Какие затруднения испытывали?

- Прочитайте предложения, исключив из них определения. Какие из текстов более точно и выразительно рисует картину осени? Почему? Делается вывод о роли определения в предложении.

Физкультминутка

Записывается предложениеЗубастый зверек грызет с визгом дубок.

— Что это за «зверек»? О чем идет речь? (О пиле.)

— Назовите грамматическую основу данного предложения.

— А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь. Найдите его в предложении:

1) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос ч т о?, выражен существительным в винительном падеже (дополнениедубок);

2) зависит от существительного, обозначает признак предмета. отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (определениезубастый).

В учебнике говорится, что определение обычно выражается именем прилагательным. Что значит «обычно»? (Часто, но не всегда.)

Давайте заглянем за страницы учебника. Замените словосочетание «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное»кирпичный(к а к о й?)дом—дом(какой?)из кирпича.

Задание по группам. Замените словосочетание

«прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное».

Составьте с ними предложения.

1.стальная труба, шерстяной свитер

2. малиновое варенье, ледяная глыба

3.стеклянная трубка, солнечный луч

4.апельсиновый джем,  деревянная ложка

 

- Какой вывод можно сделать о роли существительного в предложении? (Учащиеся приходят к выводу, что определение может быть выражено в именем существительным).

Пятиклассникам предлагается прослушать два подготовленных товарищами сообщения.

1. «Длинное платье».

Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо учитывать особенности значения слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то мы назовем дерево высоким или низким, а платье — длинным или коротким.

Откроем «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. О значении прилагательноговысокийздесь написано: «...большой или далекий в направлении снизу вверх». Снизу вверх! Потому этим прилагательным можно определить и дерево (ведь растет оно вверх), и облака (мы смотрим на них снизу вверх). Но нельзя отнести его к существительномуплатье. Если вы выросли из него, мама не станет разгибать воротник, чтобы оно стало больше вверх, а удлинит платье, то есть сделает его больше по направлению вниз. Вот почему мы говорим о платьедлинное, а невысокое.

2. «Коричневые глаза».

Соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. Послушайте два коротеньких портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.

«Моя сестра — веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови».

«У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы ».

В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах скажуткарие, о волосах —каштановыеили (если они светло-коричневые)русые.

Учитель читает отрывок из стихотворения русского поэт И. Никитина. Учащимся предлагается определить, какие слова помогли автору так ярко, образно описать красоту поля.

 

ПОЛЕ

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

Как по морю, ветер по нивам гуляет

И белым туманом холмы одевает,

О чем-то украдкой с травой говорит

И смело по ржи золотистой шумит.

 

— Каков стиль текста? (Художественный.)

— Художественный текст невозможно себе представить без определений, которые делают нашу речь точной, яркой, выразительной

 

Работа в группах. Дополните текст определениями.

Осенью

Мы часто ходим в …….лесок. Красив ….. лес осенью. … краски радуют глаз. Падают ….. листья. Земля покрылась …. ковром. Шуршит под ногами …. трава. В лесу смолкли …. песни. Вода в …. ручьях чистая. Хорошо дышать…. воздухом.

 

 V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 Рефлексия по вопросам:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание: Домашнее задание: с. 86 правило выучить, упр.188.

 

-  Игра «Забавные предложения». (в группах).

Группы друг другу «дарят» слова.   Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем одно из трех слов  брошюра, жюри, парашютвыступало в роли дополнения.  И предложения пусть будут занимательные.

- Зачитываются предложения.