Учителю

Внеклассная работа как средство активизации познавательной и творческой активности учащихся

Высоких результатов обучения  можно добиться лишь тогда, когда участники образовательного процесса заинтересованы в нём. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является проведение предметной недели.  Её основные задачи:  расширение и углубление знаний и умений учащихся; выработка самодисциплины и самоорганизации, раскрытие творческого потенциала, повышение мотивации, познавательной активности,  реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода.

 Предметная неделя должна иметь практическую значимость и способствовать овладению учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывать уважение к родному языку.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся.  Это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, которая строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и  последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этапы внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы.

Тематика предметной недели определяется на заседании методического объединения в начале учебного года, поэтому мероприятия должны им соответствовать. Организатором предметной недели является методическое объединение учителей или творческая группа, в состав которой могут входить представители школьного органа ученического самоуправления. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

Формы проведения мероприятий в рамках недели:

- литературные и лингвистические игры (позволяют создать атмосферу непринужденности, увлечь сотворчеством, разрядить напряженную обстановку);

- предметные олимпиады (дают   возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями);

- «Интеллектуальный марафон» (позволяет создать ситуацию успеха,  радость от успешно проделанной работы);

- викторины (создают благоприятную атмосферу для продуктивной поисковой деятельности; постановка проблемных вопросов пробуждает   интерес у ребят);

- конкурс рисунков  (опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся);

- конкурс чтецов (формирование положительной я-концепции личности; умение видеть в каждом выступающем  уникальную личность, уважать, понимать её, принимать, верить);

- КВН по предмету (возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования личности, её успешности)

Характерная черта «Недели» - реализация идеи «обучение через открытие» (не только новых знаний, но и личности ребёнка).

 Подготовку Недели начинаем за 14 дней до её проведения. Создаётся инициативная группа из учителей – предметников и учеников, распределяются посильные задания. Так, ученикам 5 класса даётся задание изготовить буклеты о неделе русского языка, которые в 1 день вручаются на входе в школу; 6-7 классам подготовить и провести викторину по классам о литературных героях; 8 классам подготовить презентации высказываний о русском языке мастеров слова; 9 классам подготовить плакаты – агитки о чистоте русского языка; 10 – 11 классам провести устный журнал «Великий, могучий и свободный русский язык».

Подготовить и провести Неделю, которая предполагает творческую активность ученика и учителя, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать своё мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех,- мечта любого учителя.


Список литературы

Ильина Н.Д. Предметная неделя литературы в школе Серия «Библиотека учителя» Н.Д. Ильина ООО «Феникс» 2006.

Косивцова Л.И.  Предметные недели в школе Русский язык и литература. Издательство «Учитель» Волгоград 2003.

Харитонова О.Н.  Сборник литературных игр для учащихся 10-11 классов. Библиотека учителя. «Феникс» 2010.