Современный урок – это личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Главная методическая цель достигается следующими путями:
1)Ход познания – «от учеников».
Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
2)Преобразующий характер деятельности обучающихся:
наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цель: побудить к мыслительной деятельности, планированию.
3) Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся:
задания с включением механизма творчества, помощью со стороны учителя или других учеников в парной или коллективной деятельности. Учитель создает проблемные ситуации.
4)Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы ,пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
5)Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
6) Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Уроки деятельностной направленности можно распределить на следующие группы:
Урок усвоения новых знаний:
1) Мотивация учебной деятельности
2) Актуализация знаний
3) Постановка учебной задачи (Проблемное изложение новых знаний)
4) Построение проекта выхода из затруднения
5) Первичное закрепление
6)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление знакомой ситуации (типовые) или в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Урок контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок усвоения новых знаний:
1)Мотивация учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
2) Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
3) Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
4) Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
5) Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
6)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению