Учителю

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

  ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  В современной ситуации, которая характеризуется модернизацией различных сфер жизни общества, образование приспосабливается к изменениям, происходящим в нём, сохраняя при этом  высокие ценности и ускоряя процессы  инновационного развития. В науке накоплено огромное количество информации по каждому предмету, изучаемому в школе. Чтобы сформировать целостную  картину мира и усвоить информацию с наименьшими затратами,  необходимо активизировать  познавательный  интерес учащихся.  В связи с этим при изучении предметов школьной программы   возникает необходимость  использования  новых образовательных технологий, которые способствуют развитию информационно-компьютерной компетенции выпускников современной школы. [См. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М:Просвещение,1994]

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как именно ИКТ  позволяет  учителю сделать урок более ярким и увлекательным, погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы соучастником того или иного праздника, традиции, повысить творческий потенциал личности.

Как показывает практика, использование компьютерных технологий, исходя из специфики предметов  «русский язык» и «литература»,  не обязательно на каждом этапе урока.  Учитель обращается  к возможностям ИКТ  лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат, т.е. соответствует теме, типу урока и поставленным целям.

Самый доступный и простой вид  деятельности – создание презентаций  самим учителем, которые он может  использовать на различных этапах урока: при постановке проблемы; при движении темы, глубже раскрывая её смысл; при подведении  учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии; при анализе и коррекции усвоенных знаний.

Видя заинтересованность школьников, учитель предлагает им  создать собственную презентацию:

- на уроках литературы – это презентация о жизни и творчестве поэтов и писателей, литературных героях; об исторических событиях, положенных в основу произведений; презентация-выставка, презентация-исследование образа, идеи, композиции, сюжетной линии произведения;

-  на уроках русского языка – это презентация о лингвистах, об истории языковых явлений и слов).

Далее задания усложняются: на презентацию предлагается  наложить  звуковые файлы: декламация стихотворений, заочная экскурсия на родину поэта, писателя; заочные экскурсии в музеи; чтение по ролям (на уроках литературы) и  голосовой словарный диктант, голосовой графический диктант, голосовые творческие работы (на уроках русского языка). Всё это учащиеся самостоятельно записывают и вставляет в презентацию, а затем демонстрируют в классе.

Следующий этап – создание учителем  схем, таблиц, алгоритмов, кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, которые активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость,  воспитывают интерес к уроку,  делают его более интересным.  К этой работе также привлекаются и более сильные ученики, что позволяет дифференцировать учебный процесс, развивать у учащихся умение самостоятельно находить, отбирать и оформлять материал к уроку, самостоятельно решать учебные задачи.  

Деятельность учащихся на уроках с использованием информационных технологий  представлена в календарно-тематическом планировании:


14 1. Повторение пройденного в 5 классе по лексике Презентация «Лексика»

15-16 2-3. Развитие речи. Собирание материалов к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя» (обучающее сочинение) Презентация «Картины художника А. Герасимова»

17 4. Общеупотребительные слова.  Презентация  «Что я знаю об общеупотребительных словах»

18 5. Профессионализмы Презентация «Профессиональные слова музыканта (по выбору)»

19 6. Диалектизмы. Жаргонизмы Презентация «Диалекты нашей местности».


Иллюстрацией вышесказанного могут  служить:

1)словарно-семантическая работа: на экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфоэпический, по алфавиту «Пиши правильно». Работа по созданию страниц в таких словарях поручается  учащимся в качестве индивидуального домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке;

2) работа с текстом: текст-модель, заранее подготовленный учителем или сильным учеником, выводится на экран (в тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание; могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить). Далее коллективно или в группах школьники выполняют все виды  разборов, работают с выделенными словами, разрабатывают шаблоны, образцы и алгоритмы действий.

Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах. [См. Старикова Т.Л.  Приемы работы с интерактивной доской на уроках русского языка. http://www.ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0-8.html]

Информационные технологии служат  учителю  и на  уроках развития речи, т.к. позволяют  представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, средств  связи предложений в тексте  при анализе изобразительно-выразительных средств.

При подготовке к сочинению демонстрируются репродукции картин известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок).

         Для  обеспечения оперативного контроля знаний учащихся,  значительной экономии времени при проверке контрольных и самостоятельных работ, учитель использует программу MyTest,  которая позволяет создавать и  редактировать  тесты, собирать и анализировать результаты.

Следует отметить, что при проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый школьник отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Повышается мотивация успеха.  

Тесты учитель проводит в качестве текущего и промежуточного контроля. На основе полученных данных выстраивает коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволяет выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле  использует в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.

Программа Skype позволяет учителю русского языка и литературы организовывать он-лайн конференции по определенной, заранее объявленной теме как на школьном, так и межсетевом уровне; он-лайн турниры и он-лайн викторины  между классами одной параллели  (урок-закрепление или урок-систематизация изученного материала).

Такая работа помогает учащимся развивать самостоятельность, личностные качества, умения быстро ориентироваться в ситуации  и  находить верные решения, а игровой элемент заданий позволяет лучше их усваивать. [См. Смирницких О.Н. Повышение качества знаний обучающихся                                                                                                                II ступени  на уроках русского языка  через использование информационных  технологий].

Хочется подчеркнуть, что на уроках русского языка и литературы не только надо, но и необходимо  использовать информационные технологии, так как с их помощью  решаются и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, и задачи развивающего обучения, а также осуществляется личностно-ориентированный  и системно-деятельностный подход, который диктует нам  ФГОС.

Список использованных источников

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М:Просвещение,1994

         2.Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М. 2005

3. Смирницких О.Н. Повышение качества знаний обучающихся                                                                                                                II ступени  на уроках русского языка  через использование информационных  технологий

4. Старикова Т.Л.  Приемы работы с интерактивной доской на уроках русского языка. http://www.ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0-8.html