Учителю

УРОК ПО ФГОС "ПИСЬМО"

Тема: «Письмо»

Цели урока:  

- воспитывать аккуратность, внимательность у пятиклассников,  интерес и бережное отношение к русскому языку;

- познакомить с правилами написания письма;

- научить правильно писать дружеские письма.

I. Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада Вас приветствовать у нас в гостях.

- На столах у Вас смайлики. Дорисуйте их так, чтобы они отражали Ваше настроение и покажите мне.

- Как много улыбок засветилось. Надеюсь, оно останется таким же и в конце нашего занятия.  

II. Актуализация знаний

   - Начнём наш урок со словарной работы. Предлагаю поработать в парах: отгадать кроссворд. В случае затруднений обращайтесь к толковым словарям, которые лежат у Вас на партах.  

(Отгадывание кроссворда. Ответы)

- А сейчас послушайте меня:

1.    « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»

                                                                                Твой верный Людвиг.

                                                    (Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)

2.    « Я к вам пишу -  чего же боле?

 Что я могу еще сказать?

 Теперь я знаю, в вашей воле

 Меня презреньем наказать.

 Но вы, к моей несчастной доле

 Хоть каплю жалости храня,

 Вы не оставите меня»

                                         (А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)

3.    «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю  вас  с Рождеством  и желаю тебе всего от господа бога.  Остаюсь, твой  внук Иван  Жуков».

                                   (А. П. Чехов. « Ванька»  Письмо Ваньки дедушке.)


 - Что я прочитала?  Верно,  я зачитала письма.

- Какой будет тема нашего урока? «Письмо» (записываем в тетрадь)

-  Какие задачи мы поставим сегодня на уроке? (познакомиться с письмом как жанром, познакомиться с правилами написания письма, научиться писать письма).

- Давайте наметим план урока. (узнаем из словарей, что такое письмо, послушаем сообщения одноклассников об истории письма, будем самостоятельно писать письма, заполнять конверты).

-Ребята, с какой целью мы пишем письмо? Когда мы  пишем письма? Для чего мы их пишем?

- Почему возникла необходимость писать письма?

- Молодцы, вы правильно понимаете, все ответы верные. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

Ученик 1 группы зачитывает подготовленное определение): «Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. Одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями».

-Различают деловые (служебные) и личные письма:

 


- О них мы поговорим позднее, а  прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма. Об этом нам расскажут наши историки:

Ученик 2 группы: Первобытные люди совсем не умели говорить, но потребность в общении была очень велика, поэтому им приходилось язык придумывать. Сначала это был язык жестов, потом они научились говорить словами. Но необходимо было еще пере¬давать информацию на расстоянии.

Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помога¬ет людям общаться на расстоянии. Много лет назад, когда человек не умел пи¬сать, люди обменивались при помощи знаков.

Перед вами первые письма:

1. Письмо КИПУ - палочка с навязанными разноцветными шнурками с узел¬ками, которую можно послать с гонцом как письмо.

2. А это ирокезское письмо ВАМПУМ: пояс или жезл с прикрепленными ра¬кушками разного цвета или размера.

3. Потом появилось письмо - рисунок - ПИКТОГРАФИЯ.

Но пользуясь такими письмами, никто не мог быть уверен , что его правильно поймут, для этого надо было заранее договариваться, что будет обозначать каж¬дый знак.

III. Проблемное объяснение нового знания

- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино» и затем попытаемся составить «Правила написания письма».

«Мои дорогие, папа и мама!

 Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня всё есть.  Есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня.

Я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам.

А вот здоровье  у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не заходи. Зато новая растёт — чистая, шелковистая! Так что лохматость повысилась! До свидания. Ваш сын — дядя Шарик».

- Правильно ли поступили Матроскин и Шарик, прочитав письмо Дяди Федора? Нет! Читать чужие письма НЕЛЬЗЯ!

- Почему родителям стало плохо? (Дядя Фёдор отвлёкся и Матроскин дописывал письмо. Кот стал писать письмо от своего имени. Потом он услышал, что мыши в подполе заскреблись, и тут уже Шарик продолжил от своего имени. Поэтому и вышло такое недоразумение).

- Можно сказать, что письмо — это сочинение?

А при написании сочинений мы соблюдаем определённые правила.

Попробуете выработать правила написания писем, а затем мы их обсудим. Учащиеся предлагают свои варианты.

Алгоритм написания письма

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте…

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.

IV. Первичное закрепление

- Работа в группах. Перед вами образцы писем. Прочитайте их, выполните задание.

            1.  Прочтите  письмо.  Какова основная мысль текста?

            2.  Определите  вид  письма. Почему  так  решили?  Докажите.

            3.  Выделите основные компоненты письма. Определите содержание компонентов (частей) письма

            4.  Найдите речевые формулы.

Письмо первое: Антуан де Сент Экзюпери – своей  маме.

Мамочка!

Как вы можете оставлять меня так долго без вестей о себе, вы же знаете, какая это мука. Мама, как бы мне хотелось быть с вами!

Пишите. Мне так хорошо после ваших писем, будто до меня долетает какое-то дуновение свежести.

Вы мне нужны сейчас, как в дни младенчества. Если бы вы только знали, как я люблю вас, мама!  Вы — лучшее, что у меня есть в жизни.

Сегодня вечером мне грустно до слез. А когда гру¬стно, вы — единственное утешение, вы умеете заставить обо всем позабыть, и под вашим крылом волей-неволей снова чувствуешь себя совсем маленьким мальчуганом.

Нежно-нежно вас целую.

Ваш большой сын

Антуан. 1921г.

Р.S. Завтра в самолете я пролечу, по меньшей мере, пять¬десят километров в вашу сторону и буду воображать, что я лечу к вам.


Письмо второе: письмо сказочной героини из волшебной сказки.


«Здравствуйте, ребята!

           Пишет вам Фея Вежливости.

Мне бы хотелось рассказать, как вы можете стать волшебниками. Это совсем не трудно, просто нужно говорить людям волшебные слова, которые поднимают настроение, помогают в беде.

Вы знаете, что вовремя сказанное доброе слово может спасти вашего друга.

Когда один человек дарит другому радость, то в мире становится больше доброты и счастья.

Мне бы хотелось, чтобы вы написали письма вашим друзьям, поделились с ними радостью.

           Желаю вам удачи, тепла и хорошего настроения.

Фея Вежливости»


Письмо третье: Письмо сорок шестое из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» (Путями доброты!)


Дорогие друзья!

Что же самое главное в жизни?

 Главное может быть у каждого свое собственное, неповторимое, но обязательно  доброе и значительное.

Человек должен уметь подниматься над лич¬ными заботами и думать о смысле своей жизни.

Если жить только для себя, забо¬тами о собственном благополучии, то от про¬житого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значи¬тельную цель, запоминаются надолго.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!

Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Поработаем в группах. Перед вами слова-помощники. Выберите те, которые можно употребить в письме:

1) дружеском

2) деловом

3) в газету

4) поздравительном

Здравствуйте…. Добрый день… Привет…. Приветствую Вас…  Разрешите (позвольте) Вас приветствовать….  Рад Вас приветствовать….Дорогой друг… Напиши мне о… Уважаемая….Разрешите поздравить… Позвольте пожелать… Хочу рассказать тебе о… Пишет Вам ученик пятого класса ...

У меня к Вам большая просьба… Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…Мне интересно узнать… Очень скучаю без тебя…С нетерпением жду ответа… Ваше мнение о проблеме…Я обращаюсь к Вам… Хочу спросить у Вас ...  Хочется пожелать Вам... Я благодарю Вас за то, что Вы ...Всего доброго… Счастливо…. До свидания….

 - Проверяем (ответы на слайдах)


1) дружеском:  Привет…. Добрый день… Дорогой друг… Напиши мне о… Хочу рассказать тебе о… Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о… Мне интересно узнать… Очень скучаю без тебя… С нетерпением жду ответа… Счастливо….

2) деловом: Приветствую вас… Разрешите (позвольте) Вас приветствовать…. Уважаемая…. Пишет Вам ученик пятого класса ... У меня к Вам большая просьба… Ваше мнение о проблеме… Я обращаюсь к Вам… Хочу спросить у Вас ... До свидания….


3) в газету: Здравствуйте… Добрый день…. Уважаемая….Рад вас приветствовать…. Пишет Вам ученик пятого класса ... У меня к Вам большая просьба… Мне интересно узнать… Хочу спросить у Вас ... Я благодарю Вас за то, что Вы ... До свидания….


4) поздравительном: Здравствуйте…Уважаемая…. Разрешите поздравить… Позвольте пожелать… Хочется пожелать Вам... Всего доброго…

Физкультминутка


- Поработаем в группах и попробуем написать письмо, используя предложенный алгоритм и слова-помощники. Перед вами листы.

- Первая группа напишет письмо поздравление первой учительнице; вторая группа  напишет другу письмо-рассказ о своём родном крае; третья группа  - письмо-просьбу  президенту; четвёртая группа напишет   письмо в газету..

 В этом вам помогут слова – подсказки.


1. Напишите письмо- поздравление первой учительнице (1 группа).

Слова-подсказки



Здравствуйте…

Дорогая…

Уважаемая…

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

от всей души…

от всего сердца…

сердечно…





2. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае (2 группа).

Слова-подсказки

Здравствуй…

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о…

Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…

Мне интересно узнать…

Напиши мне о…

Очень скучаю без тебя…

С нетерпением жду ответа…


3. Напишите письмо-просьбу  президенту (3 группа).

Слова-подсказки

Здравствуйте…

Уважаемый…

Пишет Вам ученик пятого класса ...

Хочу спросить Вас о…

Хотелось бы знать Ваше мнение о…

У меня к Вам большая просьба…

Ваше мнение о проблеме…

Я обращаюсь к Вам…

Я не могу сказать…

Я прошу… Согласен с Вами…

Разделяю Вашу точку зрения…



4. Письмо в газету.

Слова-подсказки

Добрый день…

Уважаемая….

Рад вас приветствовать….

Пишет Вам ученик пятого класса ...

Мне интересно узнать…

У меня к Вам большая просьба…

Я благодарю Вас за то, что Вы


- Написать интересное письмо- настоящее искусство. Но чтобы письмо дошло, необходимо правильно заполнить конверт. У всех на столах лежит современный почтовый  конверт. Но он не всегда так выглядел. И сейчас Катя расскажет о том, как был придуман почтовый конверт.

Ученик 3 группы: До 1820 года о конвертах никто не имел никакого представления. Адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось место для адреса. После выставки, созданной владельцем магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревером, стало особым шиком писать письма на бумаге формата визитной карточки. Вскоре выяснилось, что это неудобно. У владельца магазина возникла мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем. Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название “конверт”. Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям. Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.

- Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло?  (Учитель показывает конверт, на котором написано: на деревню дедушке.)        

- В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

 Заполнение конверта.

– А кто же такой адресат? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю.

Ученик 4 группы:

1. Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель  

- Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого. Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь.

 Проецируется на экране:   адресат, адресант

 

Ученик 4 группы:

Этикетные правила, как отвечать на письма

1. На полученное письмо нужно ответить в течение недели. Если переписка ведется постоянно, этот перерыв может быть несколько большим.

2. В письме нужно всегда ответить на вопросы, поставленные вашим корреспондентом.

3. Не следует забрасывать письмами своих близких и знакомых. Люди способны отвечать на письма не чаще, чем раз в две недели.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

- Какие задачи ставили? Удалось ли их решить?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности ?

- Где можно применить новые знания?

Для оценки деятельности воспользуемся педагогической техникой «Незаконченные предложения»:

Мне бы хотелось….

У меня возникло…

Мне не понравилось…

Интересным было…

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

VII. Домашнее задание.