Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
1вариант
А.
- Какие предложения называют распространёнными?
- Что такое подлежащее?
- На какие вопросы отвечает дополнение?
- Какой частью речи чаще всего выражено обстоятельство? На какие вопросы отвечает обстоятельство?
В.
Спишите предложения, произведите полный синтаксически разбор.
- В саду горит костёр рябины красной.
- Ребята и старики трудились с самого утра, скалывали лёд у мельницы.
- Девочка слегка отогнула один из красных лепестков и увидела русый завиток.
- У весенней проруби голубели голуби.
- Я люблю свой дом, свою улицу, свой город и свою Родину.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
2 вариант
А.
- Какие предложения называют нераспространёнными?
- На какие вопросы отвечает сказуемое?
- На какие вопросы отвечает определение?
- Какой частью речи чаще всего выражено дополнение? Чем дополнение отличается от подлежащего?
В.
Спишите предложения, произведите полный синтаксически разбор.
- Осеннее солнце скупо осветило лучами лесную полянку.
- в шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг.
- Радужная арка засветила ярко.
- Роняет лес багряный свой убор.
- Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №3.
А.
- На какие вопросы отвечает сказуемое и какими частями речи оно выражается?
- На какие вопросы отвечает подлежащее и какими частями речи оно выражается?
- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- Какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенными?
В.
Задание: расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложений.
- Величайшее богатство народа его язык.
2.Герой в бою думает не о смети а о победе.
3.Каждая мелочь напоминала ему о детстве старая кукла лошадка осколок чашки.
4.Шум дождя холод осенние заморозки признаки осени бросались в глаза.
- Медведь к зиме строит берлогу и выстилает её мягкой хвоей корой молодых ёлочек сухим мхом травой.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №4.
А.
1.На какие вопросы отвечает дополнение и чем выражается?
2.На какие вопросы отвечает определение и чем выражается?
3.На какие вопросы отвечает обстоятельство и чем выражается?
- Назовите виды обстоятельств.
В.
Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор.
- Береза клен рябина лиственные деревья.
2.Солнце склонилось к западу и косыми лучами жгло мне спину.
- Под осинами в лесу виднеются красноватые шляпки грибов подосиновиков.
- Мы любим бесконечные равнины нашей Родины её величавые леса её могучие горы её города и села.
- Бушует ветер гремит гром сверкает молния.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №5.
А.
1.Какие члены предложения называются однородными?
- Что обозначает определение, на какие вопросы отвечает определение и какой частью речи определение выражается в предложении?
3.Когда при однородных членах ставится двоеточие?
В.
Спишите, расставляя знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложений.
- Усталый конь копытом бил в тревоге.
- Лес долину снежные глыбы он видел впервые.
- На зиму заготовили огромные запасы овощей картофеля свёклы капусты.
- Багровое солнце медленно опускалось за лесом.
- Белка на зиму запасала орехи и грибы чинила гнездо меняла красное платьице на серую шубку.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №8.
А. Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?
- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
- Что такое определение?
- Какие знаки препинания ставятся перед обобщающим словом при однородных членах?
В. Спишите, расставляя знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложений.
- Ёж утеплял своё логово стелил в нём тёплую постель.
- Каждой клеточкой лес беседует со мной.
- На этой неделе прилетели грачи.
- Белая кувшинка раскинула по воде свои листья.
- Волшебные цветы кувшинки раскрываются на рассвете.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №6.
А. 1. Какой член предложения обозначает предмет, выполняющий действие, отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего в предложении выражен существительным или местоимением?
- Какой второстепенный член предложения называется обстоятельством?
- Какие члены предложения называются однородными?
В.1. Побудительным и невосклицательным является предложение
А). Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?
Б). Ждите меня возле школьных дверей.
В) Прекрасная пора – осень!
Г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.
- Это предложение нераспространенное:
А) Я счастлив.
Б) Взрослые тигры – опасные хищники.
В) Я держу в руке светлячка.
Г) Вот ворона сидит на заборе.
- В этом предложении нужно поставить тире :
А) Ежик был ручной.
Б) Июль макушка лета.
В) Раннею весною роща так тиха.
Г) Мой садик свеж и зелен.
- Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:
А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.
Б) Ветер гонит листья.
В) Утром ветер разогнал туманы.
Г) Зеркало залива освещает луч.
- В этом предложении нужно поставить двоеточие ( знаки препинания не расставлены):
А)Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.
Б) Лес долину снежные глыбы он видел впервые.
В) На зиму заготовили огромные запасы овощей картофеля свёклы капусты.
Г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.
- В этом предложении две грамматические основы (знаки препинания не расставлены).
А) Желуди держатся на дереве до осени а затем падают на землю.
Б) Стремительные ветры и дикие орлы кружились над нашими головами.
В) Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.
Г) Наберет кедровка полон клюв орехов а потом положит их в ямку или в мох.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №7.
А. 1. Перечислите признаки, по которым вы определяете однородные члены предложения.
- Чем отличается подлежащее от дополнения?
- Какой член предложения называется сказуемым?
В.
- Побудительным и невосклицательным является предложение:
А) Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.
Б) Нагнитесь за самым красивым листом в прожилках малиновых на золотом.
В) Иди скорей сюда, Петя!
Г) Почему так тревожно лает привязанный пес?
- Это предложение нераспространенное:
А) Усталый конь копытом бил в тревоге.
Б) Доволен я абсолютно всем.
В) Мой садик, ты свеж и зелен.
Г) Самолет тяжеловесный рассекает свод небесный.
- В этом предложении нужно поставить тире:
А) Солнце теплое ходит высоко.
Б) Верба пушиста и красива.
В) Ландыш замечательный весенний цветок
Г) Клевер весело цветет.
- Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:
А) Ветер дышит влагой ночи и полынь колышет.
Б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.
В) Скоро белые метели снег подымут от земли.
Г) Портфель принес брат.
- В этом предложении нужно поставить двоеточие ( знаки препинания не расставлены):
А) Ему подавали в трактире щи капусту сосиски и пирог.
Б) Все в его жизни было связано с авиацией мечты волнения планы на будущее.
В) Яблони и груши это плодовые деревья.
Г)Они вышли расплатились и направились в противоположные стороны
6 . В этом предложении две грамматические основы.
А) Мальчик поймал на огороде маленькую бабочку и принес ее отцу.
Б) Солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом.
В) Рыси, куропатки, орлы и барсы живут в заповеднике.
Г) Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся желтые листья.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №9.
А. 1. Какой член предложения называется обстоятельством?
- Какие члены предложения называются однородными членами предложения?
- Когда при однородных членах ставится запятая?
- Какой член предложения называется дополнением?
В. 1. Найти простые предложения с однородными членами, связанные союзом И (знаки препинания не проставлены). Выпишите их, расставьте знаки препинания, произведите полный синтаксический разбор данных предложений.
1). Выплыло солнышко из-за туч и разослало на землю свои лучи.
2) Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины.
3)Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.
4)Они повисали на листьях и в каждой капле отражалось солнце.
5) Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.
6) Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
- Спишите предложение, расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор.
Дети развесили на ветках кормушки с лакомствами хлебными крошками крупой кусочками сала.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №10.
А. 1. Дайте определение следующим терминам: подлежащее, сказуемое.
- Какие знаки препинания ставятся после обобщающего слова при однородных членах?
В. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, произведите полный синтаксический разбор.
- Из ра..пахнутых ворот со..нце красное встает.
- Однажды двадцать пять портных в..тупили в бой с улиткой.
- В этом году осень наступила поз..но.
- Поднеси мне с дороги водиц.. напит..ся
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №11.
А. 1. Какое словосочетание соответствует схеме: глагол + наречие:
а) работать весело б) золотая осень
в) идти в школу г) лучший ученик
- Определите, какое предложение является побудительным:
а) Скоро начнутся каникулы.
б) На небе засверкали первые звездочки.
в) Прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова.
г) Как хорошо в лесу!
- Какое предложение является односоставным:
а) Прозрачный лес один чернеет.
б) Блеск молнии заставлял его щурить глаза.
в) Старик рыбачил тридцать лет и три года.
г) Красивая и великая река.
- В каком предложении на месте знака вопроса необходимо поставить ТИРЕ:
а) Порывы холодного ветра перекатывались по вершинам елей ? наполняли лес шумом.
б) Синтаксис ? это раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.
в) Осенью долго можно бродить по пустынному лесу ? и не встретить ни одного зверя.
г) Хорошие люди живут рядом с нами ? рядом с каждым из нас.
В. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, произведите полный синтаксический разбор.
1) Зам..чательный п..дарок мне прислал по почте брат.
2) Как я м..лил в..сенние морозы не трогать их(розы) х..лодною рукой!
3) Шли два приятеля в..чернею порой.
4) Мой приятель сегодня очень весел.
5) Спой, светик, не стыдись.
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Вариант №12.
А. 1. Определите, чес подлежащее отличается от дополнения?
- Почему подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения?
- Какой член предложения называется определением?
- Какие предложения называются распространёнными?
В. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложений.
- Сон приходит втихомолку пробирается сквозь щёлку.
- Необыкновенным богатством осенних красок славится осина.
- Листья осины могут быть багряными алыми лимонными чёрными серыми и даже белыми.
- Месяц серебряный шар со свечою внутри.
- И в густой траве и на берегу ручья и у глухого ручья мы находили фиалки.
Г.
- Найди знак препинания, который не ставится в конце предложения.
А. Точка.
Б. Вопросительный знак.
В. Восклицательный знак.
Г. Запятая.
- Найди «четвёртое лишнее» в делении всех предложений по цели высказывания.
А. Повествовательные.
Б. Невосклицательные.
В. Побудительные.
Г. Вопросительные.
- Найди предложение, в котором грамматическая основа подчёркнута неверно.
А. У нас всю зиму жил ёжик.
Б. Мы проехали лесок и выехали прямо к реке.
В. Папа дал мне одну из своих удочек.
Г. Куст орешника огибала тропинка.
- Найди «четвёртый лишний» второстепенный член предложения.
А. Дополнение.
Б. Определение.
В. Сказуемое.
Г. Обстоятельство.
- Найди распространенное предложение.
А. Вечер.
Б. Смеркалось.
В. Вокзал опустел.
Г. Послышался резкий гудок.
- Укажи предложение, в котором нужно поставить тире.
А. День удивительно хорош.
Б. Цветы лучший подарок.
В. Горы над нами высокие, красивые.
Г. Котёнок Васька играл с клубком.