ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения информаци-онных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы, вы-деляется самый доступный и простой вид деятельности – создание презента-ций учителем.
В современной ситуации, которая характеризуется модернизацией различ-ных сфер жизни общества, образование приспосабливается к изменениям, про-исходящим в нём, сохраняя при этом высокие ценности и ускоряя процессы ин-новационного развития. В науке накоплено огромное количество информации по каждому предмету, изучаемому в школе. Чтобы сформировать целостную кар-тину мира и усвоить информацию с наименьшими затратами, необходимо акти-визировать познавательный интерес учащихся. В связи с этим при изучении предметов школьной программы возникает необходимость использования но-вых образовательных технологий, которые способствуют развитию информаци-онно–компьютерной компетенции выпускников современной школы [1].
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисци-плине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как именно
ИКТ позволяет учителю сделать урок более ярким и увлекательным, погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы соучастником того или иного праздника, традиции, повысить творческий потенциал личности.
Как показывает практика, использование компьютерных технологий, ис-ходя из специфики предметов «русский язык» и «литература», не обязательно на каждом этапе урока. Учитель обращается к возможностям ИКТ лишь тогда, ко-гда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат, т.е. соответствует теме, типу урока и поставленным целям.
Самый доступный и простой вид деятельности – создание презентаций са-мим учителем, которые он может использовать на различных этапах урока: при постановке проблемы; при движении темы, глубже раскрывая её смысл; при под-ведении учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии; при ана-лизе и коррекции усвоенных знаний.
Видя заинтересованность школьников, учитель предлагает им создать соб-ственную презентацию:
- − на уроках литературы – это презентация о жизни и творчестве поэтов и писателей, литературных героях; об исторических событиях, положенных в ос-нову произведений; презентация–выставка, презентация–исследование образа, идеи, композиции, сюжетной линии произведения;
- − на уроках русского языка – это презентация о лингвистах, об истории язы-ковых явлений и слов).
14 |
1. Повторение пройденного в 5 классе по лексике |
Презентация «Лексика» |
15–16 |
2–3. Развитие речи. Собирание материалов к со-чинению по картине А. Герасимова «После до-ждя» (обучающее сочинение) |
Презентация «Картины худож-ника А. Герасимова» |
17 |
4. Общеупотребительные слова. |
Презентация «Что я знаю об об-щеупотребительных словах» |
18 |
5. Профессионализмы |
Презентация «Профессиональ-ные слова музыканта (по вы-бору)» |
19 |
6. Диалектизмы. Жаргонизмы |
Презентация «Диалекты нашей местности». |
Далее задания усложняются: на презентацию предлагается наложить звуко-вые файлы: декламация стихотворений, заочная экскурсия на родину поэта, пи-сателя; заочные экскурсии в музеи; чтение по ролям (на уроках литературы) и голосовой словарный диктант, голосовой графический диктант, голосовые твор-ческие работы (на уроках русского языка). Всё это учащиеся самостоятельно за-писывают и вставляет в презентацию, а затем демонстрируют в классе.
Следующий этап – создание учителем схем, таблиц, алгоритмов, кроссвор-дов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, кото-рые активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость, воспитывают интерес к уроку, делают его более интересным. К этой работе также привлекаются и более сильные ученики, что позволяет дифференцировать учебный процесс, развивать у учащихся умение самостоятельно находить, отби-рать и оформлять материал к уроку, самостоятельно решать учебные задачи.
Деятельность учащихся на уроках с использованием информационных тех-нологий представлена в календарно–тематическом планировании:
Иллюстрацией вышесказанного могут служить:
1) словарно–семантическая работа: на экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лекси-ческое значение. Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет со-здать словари различных видов: тематический, орфоэпический, по алфавиту «Пиши правильно». Работа по созданию страниц в таких словарях поручается учащимся в качестве индивидуального домашнего задания. Это повышает моти-вацию к изучению предмета, активность на уроке;
2) работа с текстом: текст–модель, заранее подготовленный учителем или сильным учеником, выводится на экран (в тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внима-ние; могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить). Далее коллективно или в группах школьники выполняют все виды раз-боров, работают с выделенными словами, разрабатывают шаблоны, образцы и алгоритмы действий.
Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестан-дартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обу-чающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах [4].
Информационные технологии служат учителю и на уроках развития речи, т.к. позволяют представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, средств связи предложений в тексте при анализе изобразительно–выразительных средств.
При подготовке к сочинению демонстрируются репродукции картин извест-ных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосоче-тания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических оши-бок).
Для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся, значительной экономии времени при проверке контрольных и самостоятельных работ, учитель использует программу MyTest, которая позволяет создавать и редактировать те-сты, собирать и анализировать результаты.
Следует отметить, что при проведении контрольных работ, тестов, самосто-ятельных работ каждый школьник отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Повышается мотивация успеха.
Тесты учитель проводит в качестве текущего и промежуточного контроля. На основе полученных данных выстраивает коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволяет вы-явить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использует в основном корректирующую функцию, а в про-межуточном или итоговом контроле знаний – контролирующую функцию, кото-рая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позво-ляет оценить степень их подготовленности.
Программа Skype позволяет учителю русского языка и литературы органи-зовывать он–лайн конференции по определенной, заранее объявленной теме как на школьном, так и межсетевом уровне; он–лайн турниры и он–лайн викторины между классами одной параллели (урок–закрепление или урок–систематизация изученного материала).
Такая работа помогает учащимся развивать самостоятельность, личностные качества, умения быстро ориентироваться в ситуации и находить верные реше-ния, а игровой элемент заданий позволяет лучше их усваивать [3].
Хочется подчеркнуть, что на уроках русского языка и литературы не только надо, но и необходимо использовать информационные технологии, так как с их помощью решаются и специальные практические задачи, записанные в про-грамме по русскому языку и литературе, и задачи развивающего обучения, а также осуществляется личностно–ориентированный и системно–деятельност-ный подход, который диктует нам ФГОС.
Список литературы
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М:Просвещение,1994.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М. 2005.
- Смирницких О.Н. Повышение качества знаний обучающихся II ступени на уроках русского языка через использование информационных технологий.
4. Старикова Т.Л. Приемы работы с интерактивной доской на уроках рус-ского языка. http://www.ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III–0–8.html.